Форум Пензенских парапланеристов

paraplan-penza.ru
Текущее время: 25 апр 2018, 04:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 24 фев 2016, 06:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 дек 2012, 23:46
Сообщения: 42
Полёты на параплане с помощью лебёдочного комплекса стали постоянно практиковать с 2007г. Первой лебёдкой, благодаря которой Пензенский парапланеризм вышел на новый уровень, была пассивная гидравлическая лебёдка «Филин». Несколько сезонов мы затягивались на аэродроме ДОСААФ в Сосновке. Дальнейшим местом базирования был выбран район Городище. В связи с увеличением количества пилотов и лебёдочных комплексов, а также внутренних противоречий в группе парапланеристов, было принято решение искать новый парадром. Долгими зимними вечерами, происходило обсуждение и поиск нового места базирования. Задача стояла не из лёгких, новый парадром должен был соответствовать нескольким важным требованиям. Так как планировалось использовать новую систему механизированного старта «малинку». Нужны были длинные прямые и ровные дороги, желательно без кустов, деревьев и линий электропередач. Для этого был произведён анализ Пензенской области программой Google Earth. Если уменьшить Пензенскую область до размеров экрана монитора, то можно увидеть ландшфтно- растительные особенности. Вся северо-восточная, восточная и юго-восточная часть области занята лесными массивами. Частично лесами покрыта западная, северо-западная и южная часть области. На фоне этого хорошо заметно, практически полное отсутствие каких бы то ни было крупных лесных насаждений в юго-западной части области, непосредственно примыкающей к городу. Была выбрана точка наиболее равноудалённая как от города, так и от ближайших лесов. Приближая это место, мы оказываемся в районе с.Кучки. Уже со спутника просматривались длинные полевые дороги. Дождавшись весны, был произведён выезд в данный район и найдены несколько дорог под все направления отвечающие требованиям затяжки на «малинки».

Хочется поделиться опытом маршрутных полётов в данном районе. Данная статья может быть интересна тем, кто планирует, совершать полёты во все направления с этого места.
Данный район имеет несколько особенностей, важных именно для маршрутных полётов. Полёты в районе старта, не имеют, каких бы то ни было сложностей и описывать их подробно не буду.
Первые маршруты, как правило, бывают короткими и состоят из двух этапов, это набор высоты в потоке и полёт по ветру с дальнейшим снижением и приземлением. В итоге дальность, чаще всего, бывает не более 10км., хотя есть и исключения. Многое зависит и от погодных условий. Есть смысл уходить на маршрут, если присутствуют хорошие потоки, высокая база и наличие ветра. Сила потока +2м\с., я считаю хорошей, нормальная высота базы, до которой есть возможность выкрутить поток для ухода на маршрут 1300-1500м., сила ветра особо не принципиальна, важно, что бы был достаточно комфортный набор высоты и заметный снос во время набора в спирали. При сложении всех этих условий, можно принимать решение на дальнейший полёт по маршруту на открытую дальность или до определённого места.
Далее проанализируем местность в районах предполагаемых маршрутов. Направление маршрута зависит от направления ветра. Маршрутный полёт, это полёт от потока к потоку и от дороги к дороге или населённым пунктам.

Изображение

https://www.google.com/maps/d/edit?mid=zF6kclDLJ5kg.k3TnOXat57I4

Основные трассы и дороги находящиеся возле парадрома Кучки.

1. Пенза-Тамбов находящаяся на севере, с-востоке и с-западе от парадрома.
2. с.Кучки-Тамбовская трасса на западе.
3. с.Кучки-с.Б.Елань на юге, юго-востоке
4. Пенза-Сердобск ю-восток с поворотом на юг.
5. Саратовская трасса на ю-востоке
6. Трасса М-5 на севере.
Эти дороги являются основными ориентирами при построение маршрута.

Чаще всего, в нашем регионе, в тёплый период времени преобладают ветры западного направления от с-з до ю-з.

Изображение
Направление ветров в течение года

Изображение

Направление ветров в июле в %


1. Северо-западный ветер. Направление полёта на юго-восток.

Как правило набор высоты до базы происходит в районе дороги с.Кучки-с.Б.Елань. Далее принимаем решение дальнейшего плана полёта. Если высота набора составила 1300-1500м., то можно продолжить маршрут в направление трассы Пенза-Сердобск, её удалённость примерно 10км. Ориентир несколько крупных прудов возле с.Телегино. В дальнейшем по тому же алгоритму. Ориентируемся на ответвление дороги от трассы в с.Крутец, далее через поля ст.Саловка с элеватором. Железная дорога окружена посадками, хорошо видна из далека, вдоль ж\д, проходит автомобильная дорога. В одном из полётов ж\д была ошибочно принята мной за Саратовскую трассу. Расстояние этого отрезка маршрута примерно 13 км. Далее возможно продолжение маршрута в сторону Саратовской трассы, желательно с хорошим навигационным обеспечением, так как эта трасса уже значительно удалена от нормальных автомобильных дорог. Самостоятельное возвращение с дороги с.Кучки-с.Б.Елань не вызывает особых затруднений, так как находится в непосредственной близости от старта. С Сердобской трассы, два варианта. Или не посредственно в Пензу, если на трассе не осталось автомобиля, что проще, или до поворота на Кучки, а далее с пересадкой до самого села. Главное не пропустить поворот на Кучки.

Если ветер ближе к западному направлению з-с-з Ориентиры этого маршрута, дорога Кучки-Елань, далее через поля около 6 км. до Сердобской трассы, переход с хорошим запасом высоты, затем переход до Саратовской трассы около 4км, ориентир посёлок Железнодорожный, пересечение ж\д с автомобильным переездом к с.Оленевка-Соловцовка.( Летал по данному маршруту с посадкой в Оленевке)Далее возможен полёт к трассе Пенза-Кондоль с перспективой на Шемышейку или Лопатино.

2. Западное направление ветра. Направление полёта на восток.

Ориентир с.Б.Елань, справа трасса от Кучек, далее Сердобская и Саратовская трасса. Перед Саратовской трассой заброшенный аэродром сельхоз авиации. От Саратовской трассы бетонка к Ардыму, далее дорога к Ленино, через лес Воскресеновка, далее направление к Шемышейской трассе и Сурскому водохранилищу. Этот маршрут удобен тем, что пересекает множество оживлённых трасс и крупных населённых пунктов с выходом на эти трассы.

3. Юго-западное направление. Направление полёта на северо-восток.

Один из самых коротких маршрутов, упирающийся в город. Основные ориентиры, трасса Кучки-Елань по правую сторону, с обходом Елани с севера. Этот отрезок 10 км, проходит над полями пересеченные оврагами. Необходим хороший запас высоты. Далее по маршруту развязка трасс Тамбов-Саратов и город Пенза во всей красе.
При юю-з направление ветра, от старта, через глухие поля к Тамбовской трассе в район Загоскино-дачи «Ландыш» опять через «глухие» поля с дальнейшим выходом на трассу Саратов-Н.Новгород и полёт вдоль этой трассы. Полёт до этой трассы с очень хорошим запасом высоты, не менее 2000м. Особое внимание! В этом районе пересечение с глиссадой Пензенского аэропорта.

4. Южное направление ветра. Направление полёта на север

Первый ориентир Тамбовская трасса, далее посёлок Черенцовка, Серп и Молот. Этот посёлок является очень важной точкой в построение дальнейшего маршрута, т.к за ним проходит ж\д где нет автомобильного переезда. Пересекая ж\д, осложняется возвращения к Тамбовской трассе. Чтобы продолжить маршрут за ж\д необходим хороший запас высоты, желательно не ниже 1500м. Ближайшим населённым пунктом будет Нечаевка. Дальнейший полёт или в сторону Мокшана по дороге ведущей от Нечаевки или вдоль посёлков Успенское-Фатуевка-Азясь с выходом на трассу М-5 в районе с.Подгорное. Далее на Скачки-Чернозерье, где упираемся в крупные лесные массивы на границе Пензенской области. Мои полёты по этому маршруту:
http://forum.paraplan-penza.ru/viewtopic.php?f=17&t=46
http://forum.paraplan-penza.ru/viewtopic.php?f=17&t=86

5. Юго-восточное направление ветра. Направление полёта на северо-запад.

Перспективное направление для длинных маршрутов. Направление на Каменку, с перспективой на Н.Ломов или Пачелму. Первый ориентир с.Александровка, далее Тамбовская трасса и ж\д с переездом у п.Студенец. Необходим хороший запас высоты для первого перехода.
Мой полёт из Каменки:
http://forum.paraplan-penza.ru/viewtopic.php?f=17&t=73

6. Восточное направление ветра. Направление полёта на запад.

Перспективное направление для длинных маршрутов с выходом на Тамбовскую трассу у с.Колдуссы и далее на Белинский и Поим. Первоначальный этап маршрута проходит в основном над полями с редкими населёнными пунктами и дорожной сетью. Необходим хороший запас высоты около 2000м.

7. Северо-восточное направление ветра. Направление полёта на юго-запад.

Тоже перспективный дальний маршрут, но с участками больших пустынных пространств, особенно на начальном этапе маршрута. Желательное построение маршрута Поперечное-Пустынь, далее по трассе на Тамалу или Беково. Южнее этого участка менее привлекательный район.

8. Северное направление ветра. Направление полёта на юг.

Первый ориентир Телегино, с выходом на Сердобскую трассу до Колышлея, далее трассы разделяются на Седобск и М.Сердобу. Выбирать по более подходящему сносу. Строго на юг, после Колышлея не желательно. Мало населённые районы.
И так, наиболее длинные маршруты можно осуществить с северным, с-восточным, восточным и ю-восточным направлнием ветра. К сожалению, данные направления ветров бывают реже чем западные. С северным ветром, как правило приходит более холодный воздух, что способствует хорошим термичным потокам. Северо-восточные ветра в основном бывают в июле в жаркую погоду, во время нахождение обширного и длительного антициклона, что отрицательно сказывается на образование хороших потоков. Наиболее мощные потоки бывают в апреле-мае. Август является тоже хорошим месяцем для термичных полётов.

Что необходимо для осуществления маршрутных полётов.

Решимость для такого полёта. Хорошая навигационная подготовка к предстоящему маршруту. Предварительное изучение местности, навигатор с длительным зарядом аккумулятора, желательно не менее 5 часов.
Необходимые вещи, которые нужно взять в полёт.
Обязательно достаточное количество денег, не менее 1000руб, заряженный телефон, рация. Ёмкость с водой, не менее 1 литра.

Анализ погодных условий.

В зависимости от погодных условий, силы ветра, и термичности, принимаем решение полёта по маршруту. Погода должна быть ясной или с хорошей кучевой облачностью не слишком плотной и со склонностью к переразвитию. Силу ветра считаю достаточной, если во время первого набора высоты до базы есть заметный снос по ветру от места отцепки. Термические потоки ярко выраженные, достаточно широкие, с максимальным подъёмом не менее 2м\с. не сильно турбулентные. Высота максимального набора не менее 1300м.

Построение маршрута

Как правило, маршрут редко проходит строго по ветру. Набрав в спирали, максимально возможную высоту, далее приходиться принимать решение на дальнейший переход, который зависит от нахождения в предполагаемом районе, мест для посадок, дорог и населённых пунктов. Высота 500-600м. является критической, для дальнейшего продолжения маршрута. Если до этой высоты не получилось найти следующий поток, необходимо начинать искать подходящее место для приземления. Попытаться долететь до населённого пункта, дороги, перелететь препятствие в виде реки, леса, оврага, лэп или наоборот вернуться к более подходящему месту. Во время снижение, до этой критической высоты, необходимо попытаться найти место с наиболее вероятным нахождением потока. Для этого возможно изменение направления полёта проходящему по ветру, к полёту под углом к ветру.

Возвращение к месту старта или домой.

Так как полёты чаще всего проходят до вечера, то рассчитывать на подбор другими пилотами не приходится. Если маршрут оказался коротким и приземление произошло не далеко от старта, в этом случае можно попросить свободных пилотов или зрителей о подборе.
Чаще всего приходится возвращаться самому. Особенность расположения парадрома такова, что крупные трассы не проходят в непосредственной близости. И если необходимо вернуться на старт, то чаще всего приходиться добираться с несколькими пересадками. Удобнее всего добираться по Тамбовской трассе. Т.к по ней курсирует множество рейсовых автобусов, на попутные автомобили, по собственному опыту, я рассчитывал бы в меньшей степени. Доехать до поворота на Кучки, не составляет большого труда, время ожидания подходящего автобуса, как правило, не больше часа. Возвращаться с Саратовской трассы сложнее, автобусное сообщение менее оживлённое, а поймать попутку сложно. Однажды пришлось стоять около двух часов, пока не остановился рейсовый автобус из Саратова. Далее до развязки трасс у Константиновки с переходом на Тамбовскую трассу и на Каменском автобусе до поворота на Кучки.
С Сердобской трассы добираться мне не приходилось, но, скорее всего особых затруднений не будет, по этой трассе курсирует много рейсовых автобусов. Главное не пропустить поворот на Елань-Кучки.
С трассы М-5, возможно добраться только через Пензу, как и с дорог ведущих в Шемышейку или Кондоль.
Трасса с Беково или Тамалы в итоге выходит на Тамбовскую трассу.
Как не странно, но попутку проще поймать на дорогах со слабым движением. Из районных центров можно уехать с помощью такси, а из небольших населённых пунктов, договориться с владельцами автомобилей.

Для меня, маршрутные полёты, это очень интересное путешествие и приключение. Каждый маршрут уникален и не забываем. Переходы от потока к потоку, как игра в рулетку и одновременно в шахматы. Бывают условия, когда летишь легко, потоки попадаются один за другим, а бывает, когда каждый поток приходится искать очень тщательно и обрабатывать с большим трудом. Длительный полёт, как путешествие в другой мир, не привычный нашему обычному. Огромные пространства впечатляют. Обратная дорога часто тоже бывает интересной. Всё это вместе создают не передаваемое ощущение внутренней лёгкости. Ещё долго после полёта, находишься под его впечатлением. Полёт продолжается…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB